Четвертый сезон востребованного, но утратившего свежесть проекта. Рецензия на сериал «Диверсант» стартует с описания вкратце сюжета. Главные герои те же – Бобриков, Филатов и их незабвенный командир Калтыгин. Ударная троица разведчиков готовится к очередному сложному заданию. На дворе 45-й год, близится окончание войны, и ставки особенно высоки. Германия идет ва-банк: им уже нечего терять, ведь советские войска активно продвигаются в Восточную Пруссию и Кёнигсбергу. Врагу остается укреплять позиции обороны и защищаться. Но для Алексея и Леонида, кажется, нет ничего невозможного: они и в неприступную крепость способны проникнуть. Им необходимо разузнать изнутри слабые точки противника для проведения штурма.
Звучит захватывающе, но на экране все не так однозначно. Динамичные и эффектные сцены «провисают», хронометраж заполняют лишние сцены – переездов, проходов, пустых диалогов. Многие события и действия не несут прямого влияния на дальнейший ход повествования и не влияют на героев. Формальные и сухие диалоги не несут никакой важной информации, дополнительного эмоционального посыла. Интрига появляется лишь к четвертой серии. Сцены предсказуемы, и серьезная тематика воспринимается комично, в качестве развлечения. Самого штурма не состоялось: присутствовали танки, самолеты, была бомбежка, но как таковой осады не произошло. Ошибка или недочет постановки ключевого события – серьезный просчет.
Нарушена хронология: третий сезон, вышедший в 2020 году, поведал о приключениях любимых персонажей уже после завершившейся Великой Отечественной, но в этом им только предстоит встречать День Победы. Из этого вытекает и следующий очевидный недостаток – вполне естественные физические изменения актеров, играющих молоденьких лейтенантов 18 лет спустя после первой кинокартины.
Во многих отзывах о сериале «Диверсант» прослеживается упоминание внешнего несоответствия исполнителей главных ролей изначальным типажам классической истории. Артисты Плетнёв и Бардуков не сумели подтянуться к физическим кондициям своих персонажей, что предстали на экране в далеком 2004-м, да это и не представляется возможным в их фактическом возрасте. Вопрос относится к создателям и режиссеру, решившим не менять каст. Они уже неспособны достоверно отыгрывать блестящие трюки, что легко давались им в ранних частях. Глядя на них, зритель не верит в достоверность происходящего: отсутствует легкость передвижения, и сложно увидеть в них суперпрофессионалов и элитных бойцов, коими они были прежде. Впрочем, их актерское мастерство заслуживает похвал.
Авторам пришлось придумывать и «замену» Владу Галкину, исполнявшего роль Калтыгина, но уже скончавшегося как 12 лет назад. Они не стали заменять актера, а пошли на оригинальный ход – применили компьютерные технологии и подставили его лицо на дублера. В данном случае эксперимент нельзя назвать удачным: он не смотрится органично в кадре и нужной динамки не привносит.
Из плюсов – красивая натура, архитектура, достойные попытки изобразить военный антураж.