В июле 42-го советский полк вынужденно отступает к Сталинграду. Им необходимо удержать высоту, совершить невозможное – не позволить танкам врага пройти. Даже лишившись всех офицеров, большинства сослуживцев, остатки уцелевших рядовых продолжают выполнять поставленную задачу. Тяжела судьба и жителей, в чьих окрестностях ведутся бои.
На фильм 1975 «Они сражались за Родину» отзывы в большинстве своем положительные. Оно и понятно, режиссером создан шедевр-эпопея. При этом он лишен пафоса, а довольно незатейливо сделан. И говорится в кинокартине о простых вещах, но одновременно сложных. Как и сами жизнь, смерть, что ясны как явления, неотвратимы и неизбежны, но в то же время непостижимы, границы их понятия размыты, не существует четких определений, поскольку они глубоки в познании, а смыслы многозначны. Так и война, отображенная С. Бондарчуком, вроде бы имеет вполне осязаемое значение, она раскрывается в несложных и доступных образах: в брызгах земли, затянутом черным дымом небе.
Хрупкая медсестра на себе вытаскивает раненого, не щадя ни сил, ни собственной жизни. Но все эти постижимые мелочи составляют почти философскую картинку о происходящем и порождает риторические вопросы, не требующие ответов. Не существует однозначных мнений и причин, почему военные конфликты возникают, и каков из них выход. Как и не существует в этих страшных сражениях победителей и проигравших. Рядовые, сержанты, офицеры по обе стороны – они все условно проиграли. Не бывает бескровного взятия стратегического объекта, обозначенной точки, города, флага. Даже если отдельно прошедший бой, стычка обошлись без потерь, то сослуживцы погибнут за пределами видимости, «за кадром», говоря о киноленте.
В кинопроизведении, как и в оригинале истории — романе Шолохова, подчеркнуты эмоции, что переживают герои. Многие актеры на себе испытали горечь войны, были в окопах по-настоящему и отразили похожие чувства, еще и убедительно вжившись в характеры своих персонажей. Рецензия на фильм «Они сражались за Родину» будет неполной, если не отметить вклад признанных мастеров актерской игры. Сергей Бондарчук, автор кинополотна, был и в ряду главных героев.
Его Звягинцев сталкивается с невыносимым для бойца бременем – беспомощности, отчаяния. Стрельцов в исполнении Тихонова получает контузию и становится глухонемым – тоже патовое положение, но появляется возможность – и он сбегает обратно к однополчанам. Для них для всех, кто присутствует в этом кино, важны не собственные страхи, сомнения, увечья, боль (хотя с ней справиться тяжело, преодолеть), а именно желание быть в строю, когда бой не окончен, и товарищи продолжают биться. Жажда выжить есть у каждого, как и душевные муки от необходимости убивать, но это все слабеет перед командным духом, любовью к Родине.
Даты съемок близки по времени к событиям ВОВ и при том уже появилась возможность взглянуть на них чуть в отдалении, по прошествии тридцати лет. Что и создает нужную атмосферу, накал и натянутый нерв. Участники кинофильма лично побывали в том аду, либо не понаслышке знают, как оно было. Их реакции естественны и достоверны. А прошедшие годы позволяют трезво посмотреть на случившееся, как раз в той просто-сложной манере, что удалось передать Сергею Федоровичу.