Фильм «Маленькая Вера» режиссера Василия Пичула, вышедший на советские экраны в 1988 году, был первым советским фильмом с постельной сценой, открыл целую серию протестных фильмов перестройки. За счет своей дерзкой провокационности, в свое время он наделал много шума, негативные отзывы возмущенных зрителей следовали один за другим. Сейчас, с высоты времени, фильм можно оценить объективно и без предрассудков. Я хочу разобраться, как же воспринимается фильм сейчас, в совершенно ином историческом контексте.
Сюжет рассказывает о молодой девушке из маленького города Вере, которая в результате потасовки в клубе влюбляется в молодого, протестного интеллигента Сергея. Ни ее отец, стереотипный пролетарий, ни ее старший брат Виктор, устроившийся в Москве, не могут принять ее выбор, а ее поведение кажется им отвратительным.
История построена вокруг классического конфликта поколений. Вера не может принять родителей и их нормы, а родители не могут понять Веру ни в чем, будь то ее манера одеваться, или ее выбор партнера. Она пытается вести себя как взрослая и опытная женщина, на самом деле такой не являясь, что вредит не только ей, но и близким ей людям. Поведение Веры приводит к тому, что Сергей получает серьезную травму, а отец, в какой-то мере из-за нее, умирает. Все это происходит в гнетущей атмосфере советского моногородка, что дополняет трагическое ощущение от просмотра.
У фильма есть много положительных сторон, начиная с выдающейся актерской игры Натальи Негоды, и заканчивая невероятной музыкой Владимира Мотецкого. Сценарий картины стоит отметить отдельно, ведь Марии Хмелик удалось выстроить по-настоящему захватывающую, Шекспировскую драму в рамках голодной и темной советской глубинки. Это впечатляет даже современного зрителя, который не замечает яркой провокационности, сделавшей фильм обсуждаемым и популярным в восьмидесятых. История и по сей день не оставляет равнодушным никого.
Главным минусом фильма я бы назвал излишнюю вычурность. Он буквально кричит: «Смотрите! Мы молодые, мы делаем так, а не иначе, потому что можем!». Фильм отказывается признавать все советские традиции, даже те, в которых нет ничего плохого. Он отвергает не только цензуру и пуританство, но и стремление создать лучшее будущее и усердно работать. А взамен изжившего себя старого, картина предлагает неопытное и глупое новое, не способное постоять за себя и свои идеалы, как что-то альтернативное и лучшее.
Чтобы подвести итог, хочу сказать, что на мой взгляд картина прошла проверку временем. Когда наличие постельной сцены и яркого макияжа у актрис уже не кажется чем-то преступным, остается добротная, грустная драма. В ней нет положительных персонажей. Благодаря этому, зритель может сопереживать тем, в ком он видит себя больше, чем в остальных, будь то неопытная Вера, или ее пьющий отец.