В 2022 года свет увидел фильм Ильи Фарфеля «Отчаянные дольщики», получивший преимущественно негативные отзывы от зрителей и критиков. Автор статьи имел честь посмотреть фильм и сделал о нём собственные выводы, не претендующие ни на объективность, ни на комплексный подход. Скорее, это просто впечатление от просмотра. О личных авторских аспектах восприятия «комедии» и пойдёт речь в данной статье.
Коротко о сюжете
Сюжетная заявка многообещающая – полноценной комедии об обманутых дольщиках в российском прокате ещё не было. Трейлер фильма намекает, что именно на этом и будет поострена большая часть сюжетного действия.
Две семьи берут доли в квартирах, однако застройщик не собирается доводить проекты до конца, и вместо плановых апартаментов две простые российские семьи получают вырытые котлованы. Россияне не намерены мириться с положением, и начинают действовать. Пытаясь «поговорить по душам» с директором строительной компании, они случайно похищают его, что и запускает цепь комических, иногда абсурдных событий.
Вопрос жанровой принадлежности
Жанр фильма заявлен как «криминальная комедия», что настраивает зрителя на абсурдный лад в духе лент Гая Ричи. Однако на деле криминала в ленте немного, а юмор строится на попадании героев в нетипичные для них ситуации. Такие фильмы обычно именуются ситуативными комедиями.
О юморе
В фильме есть несколько смешных моментов, однако большая часть шуток выглядит слишком натужно и предсказуемо. Фильм состоит из штампов и не привносит в жанр российской комедии ничего нового. Сама тема обманутых дольщиков не получает развития – социальной сатиры в ленте нет. Это всего лишь завязка, катализатор типичнейшего попадания типичные героев в нестандартные ситуации. На месте обманутых дольщиков можно было бы в сценарии прописать дачников или работников склада холодильников, и ничего бы не поменялось.
Это сказывается на общей атмосфере, которая получается натужной и слишком стереотипизированной, не давая «криминальной комедии» развернуться.
Кастинг
В фильме играют несколько именитых по российским меркам актёров старой школы. Например, Михаил Трухин. И всё же их безусловный талант кастинг в целом не спасает. И дело не в отсутствии стараний, а в том, что на уровне сценария контуры образов персонажей прописаны очень плохо. Они не выглядят цельными личностями. Это – актёры, помещённые в «предполагаемые условия», играющие сами себя, и вина за это лежит на режиссёре.
Смазанная концовка
«Счастливая» концовка читается в фильме с самого начала, и предчувствие зрителя не подводит. Никакой сногсшибательной развязки в крутыми сюжетными поворотами, никакого абсурда «криминальной комедии».
Что же в итоге?
В итоге – очередная блеклая комедия от отечественных киноделов, жанровую направленность которой, а значит, и целевую аудиторию, трудно определить. Острой ненависти фильм не вызывает – идеологическая составляющая отсутствует, есть несколько хороших шуток. Однако этого недостаточно для того, чтобы претендовать на высокую планку качества.